bratgoranflo (bratgoranflo) wrote,
bratgoranflo
bratgoranflo

Как евреи «научили» русинов поляков в жертву приносить


В 1573 году на избирательном варшавском сейме новым королем Речи Посполитой был избран француз Генрих Валуа. Будущий монарх должен был в скорости прибыть для вступления на престол, правда существовала небольшая проблема – для молодого Валуа земли Жечи были чем-то далеким, совершенно неизвестным и, в сравнении с Парижем, ужасающе диким. Однако выбирать не приходится – королевский престол предлагают не каждый день, хочешь не хочешь, а надо вникать, и чтобы будущему «крулю» было легче разобраться  французским дипломатом (а также известным алхимиком и криптографом) Блезом де Вижером был составлен для него небольшой, но содержательный трактат «Описание польского королевства» - своеобразная пояснительная записка описывающая историю, географию и политическое устройство Речи Посполитой.
  Правда ознакомившись с трактатом Генрих, вероятно, был несколько шокирован от того кем ему придется править, в частности описывая эпизод Свитригайловых войн упоминалось следующие: «Жители Руси во все времена были сильно преданы магии, колдовству и другим ужасным чародействам. И даже в 1431 году, когда Владислав Ягайло очень тесно осадил город Луцк, русские, захвативши в плен несколько поляков во время вылазки, принесли в жертву прекрасного молодого человека в виду всего войска на городской стене, разрезали ему горло и все главные вожди пили по глотку горячей крови в то время, как несчастный еще дышал. Затем, распоровши ему живот, вынули внутренности и сердце, сложили в большую жаровню, наполненную горящими угольями, и пошли окуривать все закоулки крепости, примешивая к выходившему из нее дыму известные чары и магические слова. Они были убеждены, что при помощи этих волшебств освободятся от осады».

    Луцкий замок

  То, что польские средневековые писатели частенько грешили тем, что нередко пытались выставить своих восточных соседей дикарями и полуязычниками давно известно, тем не менее, магия и колдовство и вправду играло в жизни наших предков не последнюю роль, что нашло впоследствии отражение в творчестве Гоголя и прочих; кстати, жертвоприношение, если оно имело место, помогло – после неудачной осады, потеряв много людей, поляки убрались из под Луцка восвояси. Неизвестно, то ли прочитанное заранее настроило Валуа негативно, толи увиденное в Жечи воочию для утонченного француза оказалось хуже всяких описаний, но поседев немного на Варшавском престоле его величество, сбежал обратно во Францию (однако, у Депардье было с кого брать пример), благо как раз освободился королевский трон в Париже.
     Однако упомянутаяде Вижером история имела продолжение, в Хронике Мацея Стрыйковского она была передана в несколько ином контексте:«А русичі й литвини, які були грецького обряду, жорстоко мучили та садили на палі, вбиті в мури, щоб бачили поляки, усіх тих, кого знайшли в замку, що належав польському народові, або й своїх, котрі були римського обряду, і тих, що захопили в полон на полі бою. А євреї, котрі були з ними в замку, згідно зі своєю безбожною наукою, чаклуючи, пробили ножем горло одному вродливому молодому полякові, вицідивши кров, вирвали з нього нутрощі та чоловічі статеві органи, посікли на дрібні шматочки та, кинувши на розпечене вугілля, і, заклинаючи, підкурювали всі кутки замку».

     Печально знаменитый кровавый навет был известен еще с античных времен, но что бы при этом евреи вовлекали в свои «жертвоприношения» представителей других народностей – однозначно примечательный случай).
      Что характерно итальянец на польской службе сеньор Алессандро Гваньини, под чьим командованием Стрыйковский, одно время служил, и который без зазрения совести сплагиатил у Стрыйковского часть работы для своего «Описания Европейской Сарматии», передает версию близкую к де Вижеровской: «Однак русаки чинили жорстокість над поляками, коли кого-небудь з них брали в полон, тоді, замучивши й спаливши, вішали на фортечних стінах для більшого суму нашим, кричали до наших, лаяли й соромили. Тоді ж вони зарізали ножем одного польського юнака, вийняли з нього всі нутрощі й, посікши на малі шматки, поклали на миску розпалене вугілля. Так вони ходили з цією мискою по замку, скрізь кадили й курили, чаклуючи й роблячи якісь свої чари, щоб поляки не змогли їх перемогти. Але поляки віддячували їм за це, і коли кого-небудь брали в полон, то не мали милосердя й не хотіли жодного залишати живим».

     Вот так и рождаются зловещие слухи – сначала русины, потом евреи, потом евреи и русины, как видим «распятые мальчики» отнюдь не современное изобретение.
Tags: rzeczpospolita, ВКЛ, культурологическое
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments