bratgoranflo (bratgoranflo) wrote,
bratgoranflo
bratgoranflo

Categories:
  • Music:

Евпатий Коловрат: миф или реальность?



Давеча посмотрел примечательную лекцию В.Рудакова посвященную такой загадочной личности эпохи Батыева нашествия как Евпатий Коловрат. Автор озвучивает очень интересные мысли относительно изменения отношения в к ордынцам и взаимоотношениям с ними в древнеруской литературе, что в конце концов привело к необходимости поиска "новых героев" сопротивления, так как ни один современный событиям князь на эту роль не подходил. Именно потомуЕвпатий Коловрат и попал на книжные страницы, до того сберегаемый только в народной памяти в устных рассказах.
   Главная проблема в том, что, как известно, единственным источником где упоминается Коловрат и его подвиги является "Повесть о разорении Рязани Батыем", окончательно созданная в первой половине 16в., по мнению Д.Лихачева первый пласт текста был написан еще в 14 веке. Повесть является литературным произведением, при чем весьма талантливым, помню какое впечатление она произвела на меня при первом прочтении в школьные годы: тут и война, и любовь, трагическая борьба с могущественным противником, заведомо обреченная. И вишенка на торте - образ бесстрашного партизана Евпатия бросившего вызов самому Батыю. Не удивительно, что как исторический источник о 13 веке, Повесть крайне сомнительна, изобилуя нестыковками, анахронизмами и откровенными ошибками.
    Не смотря на то, что иные источники никакого Колврата в упор не видят, В.Рудаков уверенно называет его реальным историческим лицом. По мнению историка составление Повести происходило как раз в рамках того самого поиска "новых героев", подстегиваемого началом противостояния с Крымским ханством  вначале 16в., на это указывает  в частности упоминание среди окружения хана : "... мурзы, и по князи, и по санчакбѣи", где последнее сугубо османская должность. Потому неизвестные рязанские книжники ввели в повествование личность до этого хранимую только в легендах но от того не менее историчную, действую по принципу:раз нет приличного князя-бойца - возмем  "народного борца".

  "Евпатий Коловрат", в соцсетях картину часто постят с подписью "утро после корпоратива"))).
 

   Концепция вроде бы логичная, только вот позволю изложить некоторые сомнения. Древнеруская литература несомненна имела связь с народным фольклором, однако, думается, что рязанские книжники 16в., это все таки не романтики начала 19в., с восторгом и энтузиазмом собирающие народные сказки, легенды и воспевающие всяких Робин Гудов, Оссианов и им подобных. И самое главное: если память о Кловрате сохранилась как народный эпос, то почему он собственно не дошел до нас? Зародится, по идее он должен был как раз в 13в., попал на страницы писанного произведения в начале 16 в., а дальше, выходит, был забыт и исчез так как ни в одном собрании русских легенд, преданий, сказок, песен не наблюдается. Что само по себе очень странно: старшие Илья Муромец и Алеша Попович засели в народной памяти накрепко а вот Евпатию не повезло, отсюда следует вывод, что в таком случае рязанские книжники имели дело с уже полузабытым и умирающим преданием раз оно так и не дожило до 19 века, когда их стали активно записывать. Даже если предположить, что Евпатий Коловрат был узко региональным рязанским героем все равно резкое забвение его странно и непонятно.
     Все таки проанализировав источники мне лично кажется, что Евпатий Коловрат это "близкий родственник" Тараса Бульбы и Захара Беркута, тоесть выдуманный литературный персонаж "героического фэнтези", разница в том что если  двух последних выдумали в 19 в., то первый плод литературных упражнений писателей 16в., которым как раз нужен был герой без страха и упрека защищающий Русь от монгольского нашествия.
    И на последок карпатский "колега" Коловрата)
Tags: Золотая Орда, культурологическое
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments