bratgoranflo (bratgoranflo) wrote,
bratgoranflo
bratgoranflo

  • Music:

Битва на Ворскле 1399 года:трудности перевода

bitva_na_vorskle-super_big.jpg
                                                                                                                      Их либе ясность. Я. Их либе точность.
                                                                                                              Их бин просить не видеть здесь порочность.
                                                                                                                                                                                 И.Бродский
     


Как известно: без источников нет истории, в особенности это касается 14 века на украинских землях, когда о том, что и как происходило, в частности переход из под ордынского в литовское владычество, можно только примерно догадываться-настолько скудны и отрывочно документальные данные.
   В частности "завершающая" столетиебитва на Ворскле, о которой, в отличии от битвы на Ирпене и Синеводской, мы ходя бы с твердой уверенностью можем сказать, что она действительно имела место быть, описана во многих летописях, но единственное более-менеее детальное описание находится в тевтонской хронике И.Посильге, и опирается на свидетельства непосредственных участников которым удалось унести ноги с берегов Ворсклы, что придает текст особенную ценность.
   Правда написана она на средневерхненемецком, и на сегодняшний день удалось обнаружить два любительских перевода касающихся битвы 1399 года, в частности в работе уважаемого m_zharkikh смысл текста выглядит так:

Імператор татар розбив Вітовта у одній великій битві. В той час прийшов імператор татар з великим військом на Вітовта і опанував землю довкола Києва. Тому зібрав Вітовт велике військо і йому було послано на допомогу сто пруських списів (gleynen). Також від Польщі 400 таких самих. Після цього пішов Вітовт на того татарського імператора за добрих 32 милі по той бік Києва; там він заліг (зупинився) на одній річці і чекав до битви добрих п’ять днів.

Татари не хотіли рухатись вперед. Потім Вітовт мав раду і лишив табір, і пішов звідти вперед на три милі. Тут напали татари, як на гріх, коли ті тільки отаборилися, і вдарили на них і ще було до вечора дві години сонця, але піднялася така велика курява, що татари їх оточили і били пішим строєм, і ці били їх багато більше; і була вбита більша частина прусів і тих, що з Польщі, і тих, що вперед були послані, що їх мало звідти повернулося.

Як кажуть литовські бояри, Вітовт втік звідти вночі і Сігізмунд його брат, інакше би були вбиті. Також прийшов звідти Маркварт із Зальцбаха, комтур Рагнети, і ще двоє інших панів самостійно.

Отож, було вбито в тій битві 9 панів ордена. Також були вбиті двоє благочестивих рицарів, пан Ганус і пан Тимас Зорвіль, брати, які були вірні своїм панам і корисні. Господь наш, дай їм вічний покій з іншими, які тут лишилися. Також кажуть, що татарський імператор був у тій битві поранений, що скоро помер, коли додому повернувся, і він також багато людей втратив, які були вбиті. І пошли наш Господь мир їхнім душам!


А вот в статье белоруского историка Ф.Подберезкина уже несколько по другому:
"В это время император татар двинулся с большой силой на Витовта и укрепился возле Киева. Поэтому Витовт собрал большое войско, и ему на помощь была прислана из Пруссии сотня копий. Витовт двинулся к царю примерно на 32 мили за Киев, там стал он на реке и ждал битвы около 5 дней. Татары не хотели переправы… Витовт двинулся от переправы на 3 мили. Тогда появились татары и пошли за ним… окружили и уничтожили их, произошел прорыв, но (татары) били отступающих, и была убита большая часть пруссов, поляков и лучших из тех, кто был послан на битву, так что мало кто из них вернулся. Так говорили бояре литовские, что вели они Витовта и брата его Жигимонта ночью; иначе были бы они тоже убиты. Также пришел господин Марквард фон Зальцбах, комтур Рагнита, и двое других сами. Также были убиты двое благочестивых рыцарей — господа Ханус и Томас Зурвиле, достойные. Дай, Господи, им вечный покой, в котором бы они вечно находились!".

   Согласно ценных указаний уважаемых sovice_snezni и ordoteutonicus по смыслу текста говорится о том, что Витовт именно отошел на 3 мили от того места где он находился, вот только в какую именно сторону - непонятно. А ведь именно от установления того переправлялась ли союзная армия через реку зависят поиски точного места где могла происходить баталия, о чем ученные спорят до сих пор. Одним словом, пока одни вопросы и минимум ответов.

Tags: ВКЛ, Ворскла 1399, Дике Поле, Золотая Орда
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

Recent Posts from This Journal